Игорь Корнилов (wapkin) wrote,
Игорь Корнилов
wapkin

Categories:

"Акшуат": Лесопатологическая афёра

В двух предыдущих материалах про "Акшуат" я рассказал, что происходит в дендропарке имеющем историческую и, в определенном понимании, даже культурно-оздоровительную значимость.

Вполне ожидаемо, меня попытались убедить в том, что вся вырубка - законна, и все дело в "санитарной чистке". Со ссылкой на главу района Сергея Кочеткова и лесника Барышского района, фио которого мне затрудились назвать. Зато вполне ожидаемо, что полицию некие чиновники убедить смогли. Посмотрим, как у них получится проделать тоже самое с министром МВД.

Итак, в почему не прокатит объяснение про "санитарную чистку"? Тут всё дело в вертикале власти и регламентах прохождения документов. Наверняка, многие помнят историю с разбирательством в Конституционном суде РФ про полномочия субъекта федерации в отношеннии лесов, в СМИ дело получило огласку как "Дело о Лесном кодексе №1-П 1997"

В силу данного судебного разбирательства по поручению премьера страны, были разработаны нормативные базы четко разграничивающие полномочия:

Это даже если без "Основ государственной политики в оласти использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации и на период до 2030 года", существенно корректирующих полномочия, что пока почти не нашло своего отражения в новациях законодательства, за редким исключением: Постановление Правительства РФ № 476 от 5 июня 2013 г. «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», где имеется оговорка: "Государственный надзор осуществляют следующие органы государственного надзора:
а) Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения - при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в случае, когда соответствующие полномочия не переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности;", и хотя речь идет о пожарном надзоре, полезно посмотреть, как же разграничены полномочия в текущий момент времени?

Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг, по Санитарным правилам деляться на четыре категории: текущие, экспертные, экспедиционные и аэровизуальные.
1. Текущее обследование проводится в рамках плановых работ по лесопатологическому мониторингу. (намеренно выделил каких именно работ и обращаю внимание на слово "мониторинг", почему, поясню дальше по тексту).
2. Экспертные обследования проводятся по заказу лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или иных лиц для получения требуемых характеристик санитарного состояния лесов на определенной незначительной по площади территории.
Таким образом, при проведении экпертного обследования должен быть заказчик, договор и оплата по договору аттестованным экспертам.

Про оставшиеся категории можно прочитать по ссылке, к Акшуату они имеют весьма отдаленное отношение. Таким образом или-или, либо имел место плановый мониторинг, либо был заказ от лиц требующих установления.

Допустим, кто-то, не станем показывать пальцем, технично "проехал по ушам" главе района и министру природы региона, опльзуясь их поверхностными занниями нормативной базы (и это в лучшем случае). Возникает вопрос, а кто имеет право проводить экпертизу? В Санитарных правилах есть четкий ответ на этот вопрос, не частники!  Дословно: "Все виды лесопатологических обследований выполняются организациями Рослесхоза"

Сейчас самые дотошные читатели возрадуются и напомнят мне про Приказ от 19 ноября 2007 г. N 301, отменившим действие "Санитарных правил", в пятом пункте, и зачем же я о них пишу? Поясню, что "отменили-неотменили", а вот судебная практика штука последовательная, и суды и следствие будут продвигаться по правоприменительной практике с учетом наработанной новой.

Фактически же, то ограничение, что существовало раньше в "Санитарных правилах" перенесено в Федеральный закон: "
Работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства." (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 “Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах”)
При этом:
1. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования;
2. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов.
3. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.
4. При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации.
5. Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1580), разрешается рубка только погибших экземпляров.
6. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны.

Пункты приведены из "Правил санитарной безопасности в лесах", которые вполне действующие.

Короткий ликбез:
по классификации рубки бывают:
- главного пользования (РГП), когда рубится спелый лес подчистую и доход идет государству.
- санитарные (РС) - сплошные, частичные, всякие, доход от реализации древесины при этих рубках идет лесхозу. Лесхоз заинтересован в санитарных - понятно.
РГП запрещены в зеленой зоне населенных пунктов, а также вокруг СНТ.

Понятно почему федеральное казначейство отрицает поступление средств от вырубки памятки природы - "Акшуата", но почему финфин региона не в состоянии подтвердить получение доходов от "санитарной вырубки" уже не ясно, и как сообносятся объемы вырубки с доходами ещё менее понятно, из-за отсутствия каких-либо документов.

То, что у населения при вырубке деревьев в Акшуате" неизбежно должны были возникнуть вопросы - очевидно и предсказуемо, почему вырубка делалась тайно, без уведомления членов экопалаты и заинтересованной общественности, следует рассматривать как пренебрежение общественным мнением. Пренебрежение - демонстративное, и для этого должно быть ряд веских причин. Скажем, вырубались краснокнижные и редкие породы деревьев, которые нельзя было причислить к погибшим. Или вырубка шла таким способом, что сильно повреждались рядом стоящие краснокнижные и иные деревья (а так оно и было, вопреки здравому смыслу, от такой "санитарной вырубки" вреда явно больше чем пользы). И это не вспоминая про 4-й и 5-й класс пожароопасности установленный МЧС, на который "дровосеки" положили с пробором.

Попутно напомню, что поддержание лесов в предельно здоровом состоянии и периодическое удаление потенциального валежа и сухостоя лишает многие виды необходимых для их обитания субстратов, уничтожает естественные механизмы поддержания видового разнообразия и (отчасти) полидоминантности древесного полога, значительно снижает водоохранные функции лесов. Учитывая это, необходимо вводить (особенно при организации ООПТ) ограничения санитарных рубок или их полного запрещения на некоторых ключевых для поддержания биоразнообразия или водоохранных функций участках леса.

Кроме того, выборочные санитарные рубки обычно назначаются специалистами лесхоза(лесничества) без тщательной проверки правильности назначения специалистами регионального управления лесами или согласования со специалистами ФГУ "Рослесозащита", или для Ульяновской области: Центром защиты леса, нужно ли удивляться тому, что ни федеральный Российский центр защиты леса, ни региональный и слыхом не слыхивали по лесопатологию в Акшуате? Который, напомню, не просто лес, а дендропарк.

Как указано в туристском компасе России: "Акшуатский дендропарк, это замечательный памятник природы Ульяновской области...Помимо эстетической красоты и экзотичности коллекции дендропарк на многие годы стал центром научно-исследовательской и экологической работы."

По словам заместителя Министра - директора департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Любови Кублик, лесовосстановительные работы в Акшуатском дендропарке - дань уважения Поливанову и чтение традиций лесоводов.
«Поливанов одним из первых в Симбирской губернии в конце XIX века стал заниматься искусственным лесовосстановлением, оценив роль лесов (преимущественно сосновых) в восстановлении истощенных земель. Современные лесоводы, восстанавливая леса, продолжают его традиции. Так, арендатор в Барышском лесничестве ООО «Ассоциация лесопромышленников» весной 2014 высадил лесные культуры на площади 360 гектаров. И, конечно, барышские лесники охраняют Акшуатский дендропарк от нарушителей и пожаров, проводят санитарно-оздоровительные мероприятия, чтобы сохранить его для потомков», - добавила Любовь Кублик». - цитата  Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
К сожалению, не способен разделить оптимизм заместителя министра, особенно глядя на фотографии с места событий и кострища, разведенные с благословения лесников, по уверениям главы района и заместителя министра - директора департамента лесного хозяйства. Так уж устроен, есть факт укрытый от общественности, есть сомнения, и нужны доказательства. Вопреки мнению чиновников, указывающих на отсуствие у меня правовых оснований для выяснения подробностей дела, напомню, что основания у меня есть и очень прочные, по моему заявлению проводила проверку полиция и либо будет заведено уголоное дело, или в суде при обжаловании действий и решений сотрудников полиции я получу доступ и к документам и к экпертизам, и актам, и обязательно проверю досконально каждую бумагу.

Как я могу сомневаться в праволмерности деятельности лесников? Запросто, цитирую: "19 мая 2014 года в дежурную часть полиции рабочего посёлка Кузоватово из ассоциации «Кузоватовских лесопромышленников» поступило сообщение об обнаружении незаконной порубки леса недалеко от села Баевка.
Следственно-оперативная группа, приехавшая по данному вызову, установила кражу 4 стволов дуба, относящегося к ценным породам деревьев, и 25 сосен. Ущерб, причиненный Кузоватовскому участковому лесничеству, превысил 200 тысяч рублей.
Похищенные бревна удалось обнаружить по «горячим следам»: они находились на пилораме в селе Старое Тимошкино Барышского района. Как сообщил владелец цеха, древесину привёз местный житель, работающий лесником.
«Чёрный» лесоруб был доставлен в отдел полиции, где во всём признался. В тот же день полицейскими были установлены свидетели, которые помогали леснику в рубке леса, будучи уверенными, что делают это на законных основаниях.
По факту незаконной порубки возбуждено уголовное дело, сообщает полиция", известно и про ОПГ организованное ульяновскими лесниками,

Так что, боюсь, на слово верить в подобных случаях просто не приходится. Пока же, внятных объяснений происходящему - никто не дал. И я склонен верить тому что видел сам, порублен не сухостой.

Да и областная прокуратура, тоже дает повод для сомнений: "Прокуратура Радищевского района Ульяновской области в ходе проверки соблюдения коммерческими структурами требований законодательства об обороте древесины установила, что в 2013-2014 гг. на территории Соловчихинского участкового лесничества осуществлялись незаконные рубки сосен.
В результате данных преступных действий государству причинен ущерб в размере более 90 тысяч рублей.
В этой связи Прокурор Радищевского района Ульяновской области направил материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
На сегодняшний день по материалам прокурорской проверки по данным фактам возбуждено уголовное дело по п.«г» ч.2 ст.260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года.
Ранее шесть аналогичных уголовных дел были возбуждены по результатам проверок, проведенных Прокурорами Барышского, Сенгилеевского и Старокулаткинского районов."

"Прокуратура Барышского района Ульяновской области в ходе проверок соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства об обороте древесины установила, что в 2014 году на территории Сурского и Барышского участковых лесничеств осуществлялись незаконные рубки сосен.
В результате данных преступных действий государству причинён ущерб в размере более 1,5 млн. рублей.
В связи с изложенным, прокурор Барышского района Ульяновской области направил материалы проверки в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения возбуждены четыре уголовных дела по ч. 3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений, совершённая в особо крупном размере)." - подтверждает сомнения сайт генеральной прокуратуры России.

Предмет и основания смоих сомнений таковы: "Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
- организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;" (п.4 ст.83 Лесного кодекса России)

Переведу, в лесах относящихся к лесному фонду России, в рамках совместного ведения, право на государственный лесопатологический мониторинг и государственный мониторинг воспроизводства лесов субъектам федерации и муниципалитетам - НЕ передавалось. Таким образом, лесопатологический мониторинг НЕ мог осуществляться в Акшуате ни лесничеством, ни департаментом министерства лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, это прямо запрещено ЗАКОНОМ - Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ пункт 4 части 1 статьи 83 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, которая ЗАПРЕЩАЕТ вырубку деревьев на основании лесопатологического мониторинга проведенного НЕ федеральными специалистами.

В силу изложенного выше,
Постановление от 21 февраля 2014 г. N 4/59-П Правительства Ульяновской области "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/415-П" подлежало корректировке, по п.п.11 п.3.1 "Охрана и защита лесов" на 4 млн.рублей, и особо пристального внимания по п.п.1 п.3.3 "Воспроизводство лесов" на сумму более 39 млн.рублей, с учетом редакции Лесного кодекса РФ от 12 марта 2014 года. Выделение средств на лесопатологические обследования будет нецелевым расходом бюджетных средств за пределами полномочий  субъекта федерации, в тех случаях, когда идет речь о лесном фонде России.

В целях информационного обеспечения различных уровней управления, информационно-аналитический отдел филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Ульяновской области» ведет базу данных, касающихся вопросов санитарной и лесопатологической обстановки в лесах Ульяновской области. Вся территория Ульяновской области отнесена к сильной степени лесопатологической угрозы.

Стволовые и комлевые гнили являются одной из наиболее распространенных групп грибных болезней в лесах области. Одной из более распространенных заболеваний сосновых древостоев области является сосновая губка (Phellinus pini Thore ex Fr.). На ее долю приходится 0,5% от общей площади сосновых насаждений, зараженных гнилевыми болезнями. Степень пораженности сосновых древостоев колеблется от 21% до 30%. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Сурском (133га.), несколько меньше в Барышском (12га) и еще меньше Тереньгульском (5га) лесничествах области. (Анализ состояния сосновых древостоев Ульяновской области. Т.А. Парамонова (аспирант), Б.П. Чураков (д.б.н., профессор)) и ещё одна публикация.

Приложением N 2 к постановлению Правительства Ульяновской области от 13 августа 2009 г. N 313-П Барышское и ряд иных лесничеств уже лишали права проводить лесопатологический мониторинг, потом оно было отменено, Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2011 N 651-П, но Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ запрет приобрел силу федерального закона.

Кроме того, "
Результаты ЛПМ направляются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, и (или) в соответствующее лесничество (лесопарк) в 7-дневный срок, считая от даты создания электронного документа, либо публикуются в установленном порядке в Интернете." - п.113 Приказа Рослесхоза от 29.12.2007 N 523.

"
Материалы ЛПМ по выявленным карантинным видам вредителей направляются в Россельхознадзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации." - п.116 того же приказа.

Понятно, в Интернете никакой публикации лесопатологического мониторинга не было по Акшуату и Барышскому лесничеству. Не опубликован и  "П
роект организации и осуществления лесопатологического мониторинга" как это предписано методологическими указаниями и ст 56. "Государственный лесопатологический мониторинг" Лесного кодекса России, и его соответствие "Руководству по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга"
 В общем, хотелось бы увидеть заполненными
Форму 1-ЛПМ, Форму 2-ЛПМ, Форму 3-ЛПМ, Форму 4-ЛПМ, Форму 5-ЛПМ, Форму 6-ЛПМ по Акшуатскому дендропарку, Акт проверки выборочной санитарной рубки, а если площадь вырубки превышает 0,1 Га, то Акт проверки сплошной санитарной рубки, Акт проверки лесопатологического обследования, со всеми синими печатями и подписями должностных лиц, похоже будет о чем поговорить в суде.

Кстати, да, ни
ФГУП «Рослесинфорг», ни ФГУ «Российский центр защиты леса» не подтверждают проведения лесопатологического мониторинга в дендропарке "Акшуат" ссылаясь на отсутствие заявки.

Ну и для полноты фраза из правил санитарной безопасности: "
В целях максимального предохранения деревьев от механических повреждений все виды рубок проводятся преимущественно в зимнее время, с использованием щадящих технологий разработки лесосек, раскряжевки, трелевки и вывозки древесины."

Это в том смысле, что подобные работы по "санитарной рубке" не проводят в пожароопасное время, так как, пораженная часть древесины ПОДЛЕЖИТ уничтожению на месте: "В очагах стволовых вредителей, сосудистых и некрозно-раковых болезней порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации."

Пока буду исходить из версии, что  лесопатологическая афёра в Акшуате заслуживает полной проверки в рамках угловного закона РФ, по составу преступления и выявлению виновных лиц.

PS: Вряд ли подобные работы должны вестись, в тот момент когда птицы начинают высиживать птенцов. Ещё один повод насторожиться.

Tags: Ульяновск, ЧП и ЧС, экология
Subscribe
promo wapkin april 15, 2013 22:57 1
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у domkratov в Скучное про политику Испокон веков на Руси были три основных сословия: Народ – трудится, синячит, свинячит и безмолвствует. Разночинцы – двигают прогресс, синячат, свинячат и скорбят о народе. Властные элиты – синячат, свинячат, гробят…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments