?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На фоне публично-медийного скандала устроенного под эгидой минкультуры и минобразования региона Ульяновским отделением Института толерантности, возникает несколько проблемных вопросов, требующих обсудения для понимания концепций, которые вкладывают власти в понятия: "культурная столица", "толерантность", и ряда других весьма значимых. И насколько это расходится с иными векторами ульяновской региональной политики?

"Свобода есть несогласие. Демократия есть дискуссия. В открытом обществе человек должен принять, что другие могут думать иначе, чем он. В противном случае всё утонет в крови" - говорил лауреат премии Букера Салман Рушди.

И вот, в Ульяновске весьма странным образом "Цент толернатности" оказавшися на поверку ещё одни симулякром власти, устраивает гонения на другого лауреата множества международных и российских премий, включая "Русского Букера" Людмилу Улицкую и её просветительский проект по
по культурной антропологии для детей «Другой, другие, о других». Детский проект «Другой, другие, о других» пытается объяснить детям, что все люди разные и что к чужим культурам и обычаям надо относиться с уважением. Главная задача – чтобы дети поняли, насколько разнообразен мир, и чтобы им при этом не было скучно.
Первая книга серии, «Большой взрыв и черепахи» Анастасии Гостевой, - волшебная сказка. Сюжет которой, лишь повод поговорить о религиях и космогонических теориях.

«Ленты, кружева, ботинки…» Раисы Кирсановой – нечто вроде краткой энциклопедии моды, исторический экскурс, цель которого – дать детям понять: каждый может носить то, что ему нравится и что соотвествует его культуре и традициям.

Самая, наверное, сложная задача стояла перед Верой Тименчик: она писала книгу «Семья у нас и у других». Читатель из книги узнает о запрете на инцест, о гомосексуальных браках и о любви Иакова к Рахиль, и как среда обитания вляет на традиции, сексуальные предпочтения и поведение.

Сама идея – привить детям ощущение, что мир бесконечно разнообразен, - вызывает огромное уважение. Тем более что сегодня почти никто не говорит с детьми о таких сложных материях, как толерантность. Для такого разговора в нашей культуре пока нет ни традиции, ни терминологии, ни в привычках.

Казалось бы "культурной столице", какой позиционирует регион его губернатор Сергей Морозов, стоило бы больше уделить внимание вопросу, и не рубить с плеча не разобравшись, но бюрократический подход возобладал, переписка между министром культуры Татьяной Ившиной и министром образования Екатериной Убой, завершилась попыткой предать "анафеме" и сам проект, и всю его толератность.

Между тем, это было знаковое событие в регионе, и открытие самого Центра, к сожалению, с неправильно подобранным руководством, и составом, и направленность его работы (разумеется, как мы видим сугубо теоретическая).

Если регион намерен развивать туризм и эту отрасль экономики, то он должен быть готов к встрече людей с различной ментальностью и представителями самых различных культур. Любая агрессия в отношениях между населением и турпотоком, сведет на нет саму затею с туризмом.
Есть и  обратная сторона медали, с ростом качества жизни населения, как говорят туроператоры, растет поток желающих отдохнутьс семьей за рубежом, в Египте, Турции, Индии, Тайланде или более экзотических местах, с иной ментальностью и "скрепами", где их могут поджидать неожиданности, вплоть до "культурного шока", если они морально-нравственно не подготовлены к такой поездке.

Ещё один экономический аспект, это инестиционный климат, точнее инвестиционная среда в регионе, многих инвесторов беспокоит в каких условиях и где будут жить семьи приезжих специалистов, с какими трудностями могут столкнуться? В конечном счете, они предпочитают выбирать наиболее лояльные к иной метальности территории и именно туда вкладывать свои деньги, и там вести свой бизнес.

Часть молодежи настроена на  продолжение учебы за рубежом, и к этому тоже нужно быть готовым. Но вот захотят ли они возвращаться в регион, где царствуют варварские обычаи и дикое отношение к правам и свободам человека?!

Да, проще всего сказать, что "не суйтесь со своим Уставом в наш монастырь!", но смысл делать из региона монастырь? И, по существу, кто и к кому суется, не Россия ли вошла в ВТО? Не она ли подписала и ратифицировала
нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую наша страна добровольно обязалась выполнять? Cтатья 10 ЕКПЧ гарантирует каждому право свободно выражать своё мнение, а также получать и распространять информацию и идеи.

Однако само требование, не является безусловным; часть 2 статьи 10 гласит: ´Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия". Как видно из текста этой статьи, Конвенция прямо говорит о пределах самовыражения, но требует, чтобы вводимые ограничения были "необходимыми в демократическом обществе"

Так что, сторонникам "монастырского Устава", придется пересмотреть совю парадигду, и принять к сведению, что у России есть обязательства перед мировым сообществом, с рядом оговорок, но они есть. И этол мы вошли в их "монастырь" и обязаны придерживаться установленных там правил поведения, включая поликорректность.

Вместе с тем, с прискорбием следует понимать, что у нас ментальность и развитие общества, отнюдь не способствуют процветанию толерантности:

"
Многочисленные опросы общественного мнения показывают, что российское общество сегодня больно несвободой и жаждет решать все вопросы в основном силовыми методами. Более 95 процентов опрошенных требуют возобновления смертной казни, более 75 процентов испытывают активную неприязнь к мигрантам, более 60 процентов требуют незамедлительно узаконить цензуру в СМИ. Все эти признаки характеризуют печальные синдромы деградации гражданского общества.

Лечить их можно
лишь образованием и воспитанием нового поколения,свободного от предрас
судков прошлого." - пишет Борис Пантелев в своей публикции "В поиках пределов свободы самовыражения"

"Многие всерьез считают абсолютной истиной все, что им рассказывают о российской истории и о сегодняшней России, и полагают, что на счету российских властей нет никаких "ошибок, преступлений или исторических грехов". Это похоже на "ненаписанную главу из книги Оруэлла: мы правы, мы всегда правы, мы правы во всем, а любой, кто оспорит правильность этой неукротимой безупречной силы, проклят", - считает Людмила Улицкая.

Безусловно, можно избрать стратегию, о которой писал ещё Василий Песков, рассказывая о быте отшельников-староверов - семье Лыковых. Выбрать вриант государственного или регионального сектанства, и оградить себя различными "тотемами" и табу, и влияний внешнего мира. Но, будет ли это способстовать развитию и процветанию?

Сомневаюсь. Вот буквально сегодня сообщение из ленты новостей: "
В воскресенье днем местный житель 1989 года рождения, работавший в одном из охранных агентств, открыл стрельбу по прихожанам и служителям церкви, находившимся в Воскресенском кафедральном соборе города Южно-Сахалинска. Погибла монахиня и один из прихожан, еще шесть человек ранены." На днях, стрельбы в школе открыл школьник, и там тоже погибли люди.

Все такие сообщения показывают, что уроки толерантности востребованы, как горькое, может быть неприятное, но необходимое для выздроовления общества лекарство. Необходимо преодолевать рудименты ментальности тоталитаризма, для достижения достойного места российской цивилизации, в альянсе мировых цивилизаций.
"Важно отметить, что международные стандарты дают чёткое представление о пределах допустимого в общественных дискуссиях, о праве на неправильное. Правильное довольно широко, но не безгранично. Всякий человек, а не только журналист обязан знать, что не находятся под охраной Конвенции высказывания, мнения и идеи, отрицающие Холокост, оправдывающие нацизм и неонацизм, содержащие утверждения о якобы имевшем место преследовании евреями поляков, огульные обвинения всех мусульман в терроризме, а также содержащие призывы к насилию.

У нас же , в Ульяновске именно "Центр толерантности" оказался в роли "Святой инквизиции" уличающих граждан в "ереси", и это под эгидой министерств образования и культуры? Может быть их настольной книгой является не Конституция России, а "Молот ведьм"?


Рейтинг блогов

Comments

svetlanasvetik
Feb. 14th, 2014 12:07 pm (UTC)
СОСЕДИ МЕНЯ ЦИТИРУЮТ- анонс Бориса Пантелеева.
wapkin
Feb. 14th, 2014 12:21 pm (UTC)
Который Пантелеев? Их около десятка
wapkin
Feb. 14th, 2014 12:22 pm (UTC)
Шучу... конечно цитируют.
wapkin
Feb. 14th, 2014 12:24 pm (UTC)
С удовольствием читал: «Медиа комплаенс-контроль как альтернатива цензуре».

профиль

wapkin
Игорь Корнилов
Website

календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

навигация

рейтинг блогов
Рейтинг блогов
wapkin.livejournal.com
View my FriendFeed
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek